меню

страница 1

страница 2

страница 3

страница 4

страница 5

страница 6

страница 7

страница 8

страница 9

страница 10

 

III)
Валовый национальный продукт представляет собой сумму конечных продуктов или добавленных стоимостей, произведенный за определённый период национальными факторами данной страны внутри и за ёё пределами.
Валовый внутренний продукт - суммы конечных продуктов или сумма добавленных стоимостей, созданных всеми производителями на территории данной страны независимо от национальной принадлежности факторов производства.
ВНП является денежным показателем. ВНП подсчитывается без двойного, т.е. повторного счета как сумма конечных продуктов или услуг.
 Конечный продукт - это то, что находит своего конечного потребителя на рынке и не используется в производственных процессах в виде сырья, материалов и т.п., т.е. в виде промежуточного продукта. Подсчет ВНП можно производить также на основе добавочной стоимости продукта, созданной в каждой фирме.  В этом случае из стоимости товара произведенного фирмой следует вычесть стоимость сырья, материалов, топлива  и других материальных ресурсов, затраченных в процессе производства данных товаров. В результате останется только та часть стоимости, которая создана на этом предприятии - она и образует добавленную стоимость.
ВНП может рассчитываться по расходам и по доходам.

C+I+G±Xn=ВНП=W+R+i+P+T+A
C - потребительские расходы домашних хозяйств.
I - инвестиционные расходы фирм, связанные с затратами на приобретение машин, оборудования,  сырья, связанного с дополнительным объёмом его производства в экономике.
G - расходы правительства на закупки товаров, оплату услуг и государственные инвестиционные расходы.
Xn - чистый экспорт или разница между экспортом и импортом.
W - зарплата
R - рента
i - ссудный процент
P - прибыль, остающаяся у предприятий
T - налоги на предпринимательскую деятельность
A - амортизационные отчисления, которые из дохода фирмы поступают обратно в процесс производства на возмещение потреблённых средств производства.
В ВНП не учитывается полностью произведённый конечный продукт, т.к:
1. Остаётся неучтённой часть его, произведённое в теневой экономике.
2. Не учитывается ВНП часть реального продукта, созданного в домашнем хозяйстве.

IV)
Различают номинальный и реальный ВНП.
Номинальный ВНП отражает физический объём производства товаров и услуг в текущих ценах, а реальный ВНП - это номинальный ВНП рассчитанный с учетом изменения цен, т.е. выраженный в ценах базового года. За базовый принимается тот год, с которого начинается измерение или иначе, по отношению к которому производится сопоставление ВНП.
Для приведения номинального ВНП к его реальному значению используются два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВНП.
Для определения ИПЦ используется понятие “потребительская корзина”, в которую входит стандартный набор потребительских благ. 
ИПЦ=цена потребительской корзины текущего года/цена потребительской корзины базового года.
ВНПреальный=ВНПноминальный/ИПЦ
ВНПреальный=ВНПноминальный/Дефлятор ВНП

V)
Чистый национальный продукт - это  ВНП, остающийся после исключений из него амортизационных исчислений.
ЧНП=ВНП+А
ЧНП выражает сумму доходов всех субъектов экономики, однако ЧНП содержит в себе косвенные налоги, в которые входят акцизы и таможенные пошлины. Если из общего объёма ЧНП вычесть косвенные налоги, то полученная величина отразит величину национального дохода.
НД=ЧНП-Ткосвенные
Т.О. национальный доход отражает часть стоимости ВНП, которая образует доходы субъектов в рыночной экономике.
На основе национального дохода формируются личные доходы владельцев факторов производства.
Для определения личных доходов(ЛД) из национального дохода необходимо исключить прибыль предприятий, остающаяся на их счетах, налоги предприятий, взносы на социальное страхование граждан и прибавить к доходам трансфертные платежи, к которым относятся пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты из госбюджета.
На основе ЛД формируются личные располагаемые доходы(ЛРД). Они получаются если из ЛД вычесть индивидуальные налог, уплачиваемые гражданами (подоходный налог).

 

Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение

I) Понятие макроэкономического равновесия
II) Совокупный спрос и его структура. Ценовые и неценовые факторы спроса. Кривая совокупного спроса.
III) Совокупное предложение, его основные характеристики. Основные неценовые факторы совокупного предложения. Кривая совокупного предложения.
IV) Условия образования м/эк. равновесия через равенство совокупного спроса и предложения (модель AD-AS).

I)
Под м/эк. равновесием понимается такое состояние экономики, при котором способ использования ограниченных производственных ресурсов их распределение в обществе сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность между производством и потреблением, ресурсами и их использование, предложением и спросом, факторами производства  его результатами, материально-вещественны и финансовым потоками.
Макроравновесие является ключевой проблемой как экономической теории, так и эк. политики государства. Достичь полного равновесия на деле практически невозможно, поэтом макроравновесие это скорее экономический идеал, некоторая модель экономики, к которой она должна стремиться и не достигает ёё полностью, т.к. развитие экономики не носит строго детерменисткий (вероятностный) характер, а является вероятностным.
II)
Совокупный спрос характеризует желание и возможность всех субъектов рынка пробрести определённый объём товаров и услуг при сложившемся уровне цен.
Кривая совокупного спроса идентична кривой рыночного спроса и представлена на графике кривой с отрицательным наклоном.
P- абсолютный уровень цен реального продукта
Q-величина реального продукта, на который предъявляется спрос при том или ином уровне цен.
 

 

 

 

 


Совокупный спрос складывается из 4х основных компонентов: потребительский спрос, инвестиционный спрос фирм, государственные закупки, чистый экспорт. Совокупный спрос определяется ценовыми и не ценовыми факторами. Ценовые факторы определяют траекторию совокупного спроса, т.е. зависимость межу уровнем цен и объёмом реального производства. Поэтому кривая AD может быть более или менее крутой.
К ценовым факторам относятся: цена, эффект процентной ставки (показывает, что с ростом цен растут ставки процентов при предоставлении кредитов, но при увеличении процентной ставки заёмщики теряют заинтересованность в кредитах под высокие проценты, поэтому потребительский и инвестиционный спрос уменьшаются), эффект реальных кассовых остатков(выражает, что если в течение какого-то времени цены растут, то происходит  обесценивание национальной валюты и ценность финансовых активов, выраженная в каких-либо товарах падает, а поэтому чем выше уровень цен, тем меньше благ население сможет приобрести на сбреженные для покупок средства, соответственно совокупный спрос уменьшается), эффект импортных закупок(выражает влияние инфляции на выбор покупателя между подорожавшими отечественными товарам и импортными товарами, цены на которые не изменились. В такой ситуации потребитель отдаёт предпочтение импортным товарам, а объём совокупного спроса на продукты отечественного производства уменьшается.
Действия неценовых факторов сдвигает кривую совокупного спроса в сторону увеличения (или вправо) или в сторону уменьшения (или влево). Неценовые факторы: налоговая политика государства(с ростом налогов кривая AD сдвигается в сторону уменьшения), ожидания потребителей и производителей (а при оптимистических - спрос растёт), изменение в гос. закупках(рост закупок-увеличение спроса), экспортно-импортные операции(если чистый экспорт растёт, то товары отечественного производства пользуются спросом зарубежом, поэтому совокупный спрос увеличивается).

 

Хостинг от uCoz