меню

страница 1

страница 2

страница 3

страница 4

страница 5

страница 6

страница 7

страница 8

страница 9

страница 10

 

3. Возрастающая отдача от масштаба, как правило, характерно дл тех производств, где возможна широкая автоматизация. Однако рано или поздно возрастающая отдача
превращается в постоянную, а затем  убывающую.
Каждый производитель приобретает факторы для организации производства, имеет определённые ограничния в финансовых ресурсах и в ценах на факторы производства. Если цены постоянны, то производитель может приобретать необходимые факторы в определённо сочетании  и количестве, которое не выходит за рамки его бюджетных возможностей, тогда его затраты на приобретение факторов могут быть определены следующим уравнением:  

С(бюджет)=P(x)*X+P(y)*Y
Полученное уравнение можно отразить графически с помощью линии изокосты (линии  равных затрат):

 

 

 

 

С увеличением средств на увеличение переменных факторов, то есть с уменьшением бюджетных ограничений, линия изокосты будет сдвигаться вправо и вверх. Графически изокоста подобна линии потребителя.
Величина наклона изокосты определяется отношения фактора "X" к цене фактора "Y".

            Равновесие производителя

Задача производителя состоит в том, чтоб использовать все бюджетные средства на два переменных фактор получить наибольший объём продукта, графически заняв максимально удалённую от начала координат изокванту.

 

 

 

 

 

Та изокванта, по отношению к которой изокоста займёт положение касательной, определит наибольший объём производства при заданных бюджетных возможностях. Точка касания изокванты и изокосты будет точкой наиболее рационального поведения производителя.
При анализе изокванты мы выявили, что ёё наклон в какой-либо точкой определяется нормой технологического замещения равного отношения дельта игрек к дельта икс. А наклон изокосты равен отношению P(x)/P(y).
Т.к изокоста является касательной, то эти величин равны, поэтому точку равновесия производителя  можно определить как равенство отношений межу ценами на факторы производства и изменением этих факторов:
P(x)/P(y)=delta y/delta x

Рынок фактора производства и формирование факторных доходов
 
I) Особенности спроса на факторы производства
II) Образование цен на факторы производства
 
I)
Особенности спроса на факторы производства
В данной теме мы будем рассматривать формирование цен на фактор производства, которые выступают в форме доходов, получаемых их собственниками при продаже этих факторов:
1) ренты на землю и другие природные ресурсы
2) Зарплаты, получаемые при продаже труда
3) Нормы процента на капитальные активы
4) Прибыль
Получая эти доходы, их собственники используют их для приобретения тех или иных благ. Поэтому в процессе реализации этих доходов осуществляется распределение общественного продукта и, следовательно, решается глобальная проблема для кого производится благо. Тот же самый механизм образования цен на факторы производства разрешает и проблему как общество должно производить благо.
Всякий выпуск продукции требует некоторого количества факторов производства, что находит выражение в производственной функции, показывающей взаимосвязь между затратами и выпуском продукции, но следовательно производственная функция определяет общие издержки производства данной фирмы. А эти издержки, в свою очередь, определяют величину спроса на факторы производства, которые фирма должна приобрести на рынках факторов производства.
Спрос на факторы производства зависит от того, какой спрос на потребительские блага, так как с ростом спроса на блага влияет на количество потребляемых факторов. Поэтому спрос на производственные ресурсы носит производственный характер, а спрос на потребительский характер зависит от спроса на потребительские блага. Стремясь повысить эффективность производства, фирма увеличивает использование и соответственно спрос на более эффективные факторы, заменяя ими менее эффективные. При этом поскольку эффективность зависит не только от величины создаваемого фактора продукта, но и от величины издержек на данный фактор, то они (фирмы) определяют эффективность из расчета на рублю цены на данный фактор, т.е рассчитывает взвешенную эффективность фактора производства.
Таким образом, спрос на факторы производства зависит от эффективности фактора. Фирмы увеличивают спрос на более эффективные, сокращая спрос на менее эффективные. Однако наращивание использования эффективного фактора на определённом этапе приводит в действие закон убывающей производительности, вследствие чего величина предельного продукта уменьшается. В этих условиях фирма начинает наращивать использование других факторов, которые в новых условиях стали более эффективны. И так будет продолжаться до тех пор, пока по всем факторам их предельные продукты из расчета на рубль цены не сравняется. Таким образом, фирма будет замещать один фактор производства другим до тех пор, пока их взвешенные предельные продукты не сравняются, в результате возникнет равновыгодность их применения и отпадёт необходимость замещения производственных факторов.
Чтобы определить реальную величину спроса нужно учитывать, что наибольшая прибыль достигается фирмой, когда предельный доход достигает величины предельных издержек, т.е MR=MC. Это равенство и указывает фирме такой объём выпуска продукта, для которого следует обеспечить в соответствующих размерах факторы производства. Каждая фирма, таким образом, будет расширять спрос и использование того или иного фактора до того момента пока доход от предельного продукта не станет равным рыночной цене, используемого фактора, т.е издержек. И так по всем предельным продуктам, привносимых различными факторами. При этом нужно иметь ввиду, что если цена на тот или иной фактор производства повышается, то данный фактор будет использоваться в меньшей степени, так как его замещают другими факторами, ставшими, относительно данного фактора, дешевыми. *5 особенность* Поэтому количество требуемого фактора и соответственно спрос на него зависит от его цены и от цены на другие факторы.
 
II)
Образование цен на факторы производства
Если известны кривые спроса и предложения на фактор производства, то в той точке где они пересекаются устанавливается окончательное равновесие, определяющее цену на данный фактор производства.
 
Если кривая спроса на фактор переместится, то рыночная цена обнаружит тенденцию к возрастанию.
С другой стороны, если предложение того или иного фактора производства возрастает, то и кривая его предложения переместится вправо и цена на этот фактор обнаружит тенденцию к падению.
ГФ №12
Поэтому в условиях конкурентного рыночного хозяйства складываются определённые силы, порождаемые спросом и предложением.
Действие этих сил приводит к образованию высоких доходов для владельцев ряда дефицитных факторов производства, которые широко используются в производстве товаров, находящих спрос у платёжеспособных покупателей. Однако цена будет снижаться в том случае, если предложение того или иного фактора возрастает или если будут найдены такие, которые непосредственно замещают этот фактор в процессе производства. Или если люди перестанут нуждаться в товарах, для производства которых наиболее широко используется данный фактор.
Соотношение между предложением и спросом в процессе конкуренции в значительной мере определяет решение проблемы как производить. Например, в станах, где земля имеется в изобилии, рабочей силы не хватает, обнаруживается использование экстенсивных методов ведения с/х. А в странах, где рабочей силы гораздо больше в сравнении с количеством земли, преобладает интенсивные методы ведения хозяйства. Преобладание таких методов обеспечивается процессами рыночного ценообразования, когда конкуренция приводит к тому, что земля сдаётся в аренду по низкой цене, а рабочая сила покупается по высокой. Поэтому каждый фермер замещает рабочую силу дополнительным количеством земли, а в Европе землю замещают дополнительным количеством труда.

 

Хостинг от uCoz